логотип контактные данные Please send your enquiries in English ghjggj

  Приступы головокружения / Потемнение в глазах

Установлено, что 30-50% людей переживают обморок или "потемнение в глазах" на том или ином этапе своей жизни. Обморок происходит по разным причинам, но общим знаменателем обычно является внезапное снижение кровяного давления, которое, в свою очередь, приводит к кратковременному сокращению кровотока и доставки кислорода в мозг.

Обычно, но не всегда, человек непосредственно перед потерей сознания ощущает дурноту или головокружение, а также может жаловаться на потемнение в глазах или ухудшение слуха. К тому же могут наблюдаться тошнота, рвота, потение и учащенное или очень сильное сердцебиение.

При фактическом обмороке потеря сознания неизменно связана с потерей мышечного тонуса, приводящего к тому, что пациент внезапно падает на землю, если он в момент обморока стоял на ногах. Изредка могут наблюдаться умеренные подергивания, которые являются следствием сниженной подачи кислорода в мозг, причем это явление не следует путать с похожим эпилептическим приступом. После падения на землю кровоток к мозгу обычно быстро восстанавливается, и пациент всегда приходит в себя спустя минуту или две, хотя ему может показаться, что он был без сознания намного дольше.

Обморок также имеет научное название "синкопе", что в буквальном переводе с греческого означает "срезать".

Обморок является настолько привычным явлением, что большинство людей принимают его как должное, и обычно только после серии обмороков пациенты начинают обращаться к врачу за профессиональной помощью.

Самый распространенный тип обморока происходит вследствие рефлекторного взаимодействия сердечно-сосудистой и нервной систем, которое играет решающую роль для фактической частоты сердечных сокращений и степени расслабления кровеносных сосудов тела.

Возможно, самый известный тип обморока, популяризированный знаменитыми голливудскими актрисами в черно-белых фильмах 40-50-х годов прошлого столетия, выглядит как кратковременное падение без чувств, вызванное сильным эмоциональным всплеском или болью. К этому типу обморока часто применяется термин "вазовагальный", чтобы подчеркнуть важность тесной взаимосвязи, существующей между кровеносными сосудами и нервной системой человеческого тела.

В большинстве случаев подробное описание обстоятельств, сложившихся на момент обморока, а также детальный рассказ свидетелей (при наличии таковых) предоставляют достаточно информации для постановки обоснованного точного диагноза.

Для управления серьезной структурной сердечной недостаточности проводятся простые исследования, например, снятие электрокардиограммы или "ЭКГ", а также ультразвуковое сканирование сердца или "эхокардиограмма", которые, как правило, позволяют дать хороший прогноз на будущее. Специальная запись электрической активности мозга – электроэнцефалограмма или "ЭЭГ" – и сканирование мозга обычно бесполезны.

Также могут возникать другие формы рефлекторного обморока в результате внезапного движения шеей, мочеиспускания и игры на духовом инструменте, например, на трубе!

Кроме так называемых "рефлекторных" форм обморока, пациенты могут также терять сознание вследствие ненормально быстрого или медленного сердцебиения, нарушений функции сердечной мышцы или митрального клапана, а также состояний, ослабляющих нервную систему, например, болезни Паркинсона и сахарного диабета.

Последний, но не менее важный факт состоит в том, что обморок иногда происходит из-за действия определенных лекарств, прописанных врачом для лечения общих медицинских проблем; такие препараты могут привести к нечаянному снижению кровяного давления настолько, что пациенты чувствуют предобморочное головокружение при внезапном вставании с места, симптом, зачастую называемый "серая пелена".

Когда пациенты обращаются за квалифицированной медицинской помощью после ряда повторившихся обмороков, жизненно важно быстро дать профессиональную оценку такому состоянию, чтобы исключить причину, которая может быть связана с определенной формой серьезной сердечной недостаточности. К счастью, такие пациенты составляют относительно небольшое число всех больных, страдающих рецидивирующими обмороками, но обычно для них необходимо проводить дальнейшие исследования и наблюдения.

Для диагностирования заболевания сердечной мышцы и/или клапана предусмотрены определенные неинвазивные исследования, например, 24 или 48-часовая непрерывная запись частоты сердечных сокращений и ритма с помощью ЭКГ, или нагрузочная пробы на бегущей дорожке, чтобы оценить способность пациента переносить физическую нагрузку и получить данные о ненормальном сердечном ритме или недостаточной подаче кислорода к сердечной мышце во время физических нагрузок.

В некоторых случаях могут потребоваться инвазивные исследования, например, диагностические кардиальные изучения методом катетеризации и/или специализированные исследования "электрики" сердца, известные как "электрофизиологическое или ЭФ исследование", чтобы определить характер любого основного кровеносного сосуда, сердечного клапана или проблем электрической системы сердца.

Если исследования не могут выявить никакой причины, и пациент продолжает падать в обморок, несмотря на соответствующие советы врача и простые терапевтические меры (см. ниже), может быть выполнен специальный тест, разработанный для усиления взаимодействия сердечно-сосудистой и нервной систем. Исследование, известное как обычная "ортостатическая проба", состоит из начальной или базовой фазы, когда пациент находится в положении лежа на спине в течение 10 минут на специально сконструированном наклонном столе с подножкой и ремнями безопасности. На следующем этапе стол устанавливается в вертикальное положение на 20-40 минут, в течение которых непрерывно записываются данные о частоте сердечных сердцебиений и кровяном давлении. В некоторых случаях в ходе пробы врач может принять решение ввести лекарственные препараты для усовершенствования точности пробы. Если пациент теряет сознание во время ортостатической пробы – ситуация, возникающая у более половины пациентов, для которых проводится данное исследование – лечащий врач может собрать ценную информацию о точном характере обморока пациента (то есть, возникло ли потемнение в глазах преимущественно вследствие изменения частоты сердечных сокращений или кровяного давления, либо из-за одновременного изменения частоты сердечных сокращений и кровяного давления). В любом случае, если пациент теряет сознание, стол быстро возвращается в горизонтальное положение, после чего больной быстро приходит в себя.

В других ситуациях врач может счесть необходимым вживить маленькое "устройство записи контура" со снятием ЭКГ, которое будет непрерывно фиксировать и записывать все случаи ненормально быстрого или медленного сердцебиения в течение приблизительно 18 месяцев; такая автоматическая запись частоты сердечных сокращений и ритма во время любого последующего эпизода обморока эффективна для постановки диагноза и, следовательно, облегчения дальнейшего контроля состояния пациента.

Если человек теряет сознание, то первым делом необходимо вызвать скорую помощь и попытаться обеспечить максимальную защиту больного от травм. Следует быстро установить, дышит ли человек, упавший в обморок, и прощупывается ли у него пульс. Если дело обстоит именно так, больного необходимо положить ровно, предпочтительно на бок. Если поднять ноги пострадавшего, это может ускорить восстановление, но нельзя допускать общей ошибки, пытаясь поднять и голову пациента, поскольку это обычно затягивает или усугубляет эпизод обморока.

Врач может порекомендовать пациентам, которые жалуются на рецидивирующие обмороки, избегать определенных ситуаций, скорее всего, приводящих к рецидивам (например, езды стоя в переполненной электричке в жаркую погоду), потреблять больше соли и жидкости, носить лечебный компрессионный трикотаж, проводить медикаментозную терапию и, в отдельных случаях, вживить ритмоводитель. Пациенты, страдающие обмороками, которые происходят вследствие ненормально быстрого сердечного ритма, могут получить большую пользу от особой техники введения медицинского прибора в сердце для устранения или прижигания неправильного электрического контура, причиняющего нарушения сердечного ритма, или, в других случаях, от вживления миниатюрного дефибриллятора сердца. Однако подавляющее большинство пациентов с рецидивирующими эпизодами обморока испытывает рефлекторные, или вазовагальные, обмороки на фоне нормальной функции сердца, и поэтому для них врачи обычно составляют очень хорошие прогнозы.

 


London bridge hospital

logocontactghjggj

  Dizzy Spells / Blackouts

It is estimated that 30-50% of the population will experience a fainting episode or “black-out” at some stage during their lives.  Fainting occurs for a wide variety of reasons but the common denominator is usually a sudden drop in blood pressure, which leads in turn to a transient reduction in blood flow and oxygen supply to the brain.

Usually, but not always, the affected individual will be aware of lightheadedness or dizziness just prior to passing out and may also report that their vision darkened or hearing faded prior to losing consciousness.  Nausea, vomiting, sweating, and an awareness of a fast or forceful heartbeat may also be reported.

In true fainting, loss of consciousness is invariably associated with loss of muscle tone resulting in the patient slumping to the ground if standing up at the time.  Occasionally, mild jerking movements will occur as a consequence of the reduced amount of oxygen reaching the brain, and this phenomenon should not be confused with the seizure-like activity that is seen in association with epilepsy.  Upon falling to the ground, blood flow to the brain is usually quickly restored and the patient invariably recovers consciousness within a minute or two; though it will often seem as though they have been unconscious for much longer.

The entity of fainting is also known by the medical term “syncope” which comes from a Greek word, which literally means “to cut short.”

Fainting is so common that it is accepted by most people as “one of those things” and it is usually only after several episodes have occurred that patients will seek medical attention.

The most common type of faint is due to a reflex interaction between the cardiovascular and the nervous system, which has the final say over the heart’s actual rate and the degree of relaxation of the body’s blood vessels.

Perhaps the most familiar type of faint, made famous by Hollywood actresses in the black and white films from the 1940s and 50s, involves a brief episode of collapse triggered by strong emotion or pain.  The term “vasovagal” is often applied to this type of faint to underline the importance of the close relationship between the human body’s blood vessels and the nervous system.

In the majority of cases, a careful description of the circumstances prevailing at the time of the faint as well as a detailed account from any eye-witnesses – if present – will provide most of the information needed to make a reasonably accurate diagnosis.

Simple investigations, such as an electrocardiogram – or “ECG” – and a cardiac ultrasound – or “echo” – are often helpful in ruling out significant structural heart disease, in which case the condition will usually carry a good prognosis.  Special recordings of the brain’s electrical activity – an electroencephalogram or “EEG” – and brain scans are usually unhelpful.

Other forms of reflex fainting may occur as the result of sudden neck movement, urination and playing a wind instrument such as a trumpet!

Apart from the so-called “reflex” forms of fainting, patients may also faint as a consequence abnormally fast or slow heart rhythms, disorders of the hearts muscle or valve function and conditions which may be associated with nervous system compromise such as diabetes and Parkinson’s disease.

Last, but not least, it is sometimes the case that certain medications, prescribed for the purpose of treating common medical conditions, may result in unintentional reductions in blood pressure such that patients may feel dizzy almost to the point of fainting, upon suddenly standing up, a symptom sometimes referred to as a “grey-out.”

When patients seek medical attention as a consequence of recurrent black-outs, prompt professional evaluation is vital to exclude a cause which may be associated with some form of serious heart disease.  Fortunately such patients comprise a relatively small proportion of all those who suffer from recurrent fainting episodes, but they usually require further investigations and management.

In the presence of heart muscle and/or valve disease certain non-invasive investigations such as a 24 or 48-hour continuous ECG recording of the heart’s rate and rhythm, or a treadmill exercise test to assess a patient’s exercise capacity and to look for evidence of abnormal heart rhythms or a lack of oxygen to the heart muscle during exercise.

In some instances invasive investigations such as diagnostic cardiac catheterisation studies and/or a specialised study of the heart’s “electrics” – known as an “electrophysiological or EP study” – may be necessary to determine the nature of any underlying blood vessel, heart valve or electrical problems.

If no cause can be found and a patient’s fainting continues despite appropriate advice and simple therapeutic measures (see below) a special test designed to stress the cardiovascular-nervous system interaction, may be performed.  Known simply as a “head-up tilt test,” this investigation involves an initial or baseline phase of lying flat for 10 minutes on a purpose-built tilt-table which has a foot-board and safety straps.  After the baseline phase, the table is then tilted upright for 20-40 minutes whilst continuous recordings of heart rate and blood pressure are made.  In some cases, medication may be administered during the test in a effort to improve its accuracy.  If and when a patient faints during a their head-up tilt-test – something which will happen in more that half of patients so-tested – it is possible for the treating physician to glean valuable information about the precise nature of their patient’s black-out (ie was it due predominantly to a change in heart rate, a change in blood pressure or simultaneous changes in both heart rate and blood pressure).  In all cases, if a patient were to faint the table is promptly returned to the horizontal position whereupon consciousness is rapidly restored.

In other situations it may be considered necessary to implant a small ECG “loop-recorder” which will continuously look out for and record any abnormally fast or slow heart rhythms for periods of up to 18 months; such an automatic recording of the heart’s rate and rhythm at the time of any subsequent fainting episode is likely to help provide a diagnosis and thus facilitate the subsequent management of the patient’s condition.

The immediate treatment of a patient who faints should be to summon help and then to try and ensure that the person who has just fainted is protected from injury, as far as possible.  One should quickly establish if the person who fainted is breathing and has a pulse.  So long as this is the case, the fainter should be allowed to lie flat, preferably on his or her side.  Elevation of the legs may speed recovery but one should not make the common mistake of trying to raise the patient’s head as this will usually prolong or aggravate the fainting episode.

The specific management of patients who complain of recurrent faints may involve advice regarding the avoidance of situations which are likely to result in recurrence (eg travelling as a standing passenger in packed commuter train when the weather is warm), increased salt and water intake, the use of compression hosiery, drug therapy and in occasional cases the recommendation that a pacemaker be implanted.  Patients with fainting episodes found to be due to abnormally fast heart rhythms may benefit from key-hole techniques to get rid of or ablate the abnormal electrical circuit responsible for their heart rhythm disorder or, in other instances benefit from the implantation of a miniature heart defibrillator.  However, the vast majority of patients with recurrent fainting episodes will have the reflex, or vasovagal variety, of fainting in association with a normal heart and as such their prognosis will be very good.

 


London bridge hospital